Maramonovca
Село Марамоновка образовалось в 1615 году. Как и многие другие сёла, наше село имеет свою легенду, свою историю. О дате возникновения нашего села упоминается в Энциклопедии «Советская Молдавия». Примерно в этом году зажиточный хозяин по имени Мон построил водяную мельницу на реке Куболта. В то время мельниц было очень мало и к мельнице, построенной Моном, стали возить зерно со всех окрестных селений: Ломачинцев, Кодрян, Каралашовки и др. Мельница давала большой доход. Когда людей спрашивали, куда они едут, то они отвечали что едут «ла моара ноуэ, ла моара луй Мон» (на новую мельницу Мона). Вскоре вокруг мельницы стали строить глиняные домики. Возникло село, названием которого послужила обиходная речь крестьян - новая мельница и зажиточный крестьянин Мон. Моара - мельница, ноуэ - новая → Марамоновка. Иногда жители особенно молдавских сёл называют Марамоновку Марамонькой. За расшифровкой этого названия можно взять другие два слова: моара - мельница и Монька - зажиточный крестьянин построевший её. Долгое время Молдова находилась под Турецким игом. В 1812 году она была освобождена. Турция по Бухарестскому мирному договору уступила Бассарабию России. Народ Молдовы стал связан с русским народом будущей судьбой. В 1812 году в селе насчитывалось 10 - 15 домиков. Село стало называться Моара Ноуэ от названия мельницы, а украинцы называли его Марамоновка. Первыми поселенцами были молдавские и украинские крестьяне, которые бежали от своих помещиков и селились в необжитых местах. В то время на народные массы имела большое влияние церковь. Церкви строились в каждом селе и наше село не стало исключением. Церковь была построена в 1871 году, а 27 мая 1872 года была открыта. Рядом с церковью в 1880 году начали строить школу. Маленькое здание старой школы сохранилось и до настоящего времени. Обучение велось на русском языке и дети обучались до 4ого класса. Все четыре класса обучал один учитель. Первым учителем был Кольцов. Затем в школе работали Иван Семёнович Куба и Анастасия Дмитриевна. В каждом классе было по 5 учеников. Не все дети учились, так как школа была платная. Дисциплина была палочная, детей секли за малейшие проступки, в классе была такая тишина, что был слышен полет мухи. После Октябрьской Революции в 1930 году была построена двухэтажная школа. В 1939 году 1 января была построена и открыта больница по другую сторону церкви. Рядом со старым зданием позже были построены новые. В 1952 году была открыта десятилетка, а в 1956 году к двухэтажной школе было достроено одноэтажное здание. Молдавское крестьянство, как и крестьянство всей России, было раздробленно на многочисленные группы и разряды. Крестьяне Молдовы делились на следующие разряды: резеши, царане, государственные крестьяне, новороссийские казаки и крепостные крестьяне. Северная часть Бассарабии была почти целиком заселена царанами, которые были юридически свободными, но лишённые собственной земли. Они пользовались помещичьей и монастырской землёй, за что обязаны были отбывать барщину и платить оброк. Большая часть бедных крестьян не имея достаточного количества тяговой силы и орудий для обработки своих полей, продавали часть своих наделов, которые обычно скупали зажиточные крестьяне, сосредотачивающие в своих руках всё большее количество рабочего скота, инвентаря и превращавшие свои хозяйства в кулацкие. Бедняки превращались в батраков. Вокруг нашего села жило 7 помещиков. Они были очень богаты и использовали наёмный труд батраков. ПОМЕЩИКИ ЖИВШИЕ НА ТЕРИТОРИИ СЕЛА МАРАМОНОВКА N/o Ф.И.О. помещика Площадь земли, га Лошади Коровы Овцы Свиньи 1 Коган 2000 150 100 250 100 2 Павелко 500 50 40 90 30 3 Красницкий 500 Подкормка скота для государства и завода 4 Кайтан 1500 80 50 80 70 5 Вазик 1500 30 17 90 20 6 Вартан 700 60 25 80 70 7 Аксентович 500 30 37 60 75 Самым богатым помещиком был Коган, имение которого было недалеко от Дрокиевского завода. Площадь его земель превышала 2 000 га, её обрабатывали крестьяне и батраки. Рабочий день длился 12 - 15 часов, а во время молотьбы - до 18 часов. Помещик часто обманывал крестьян и без того получавших мелкие гроши. Помещики кормили крестьян самыми дешёвыми и низкосортными продуктами. Часто крестьяне ходили впроголодь. У Когана было много свиней, овец, лошадей, коров за которыми нужен был хороший уход. Коган держал 15 батраков ухаживающих за его скотом, которые жили в ветхих, сырых помещениях, отведённых им помещиком. Ощущая недостаток рабочих рук, и стараясь повысить доходы от своих хозяйств, помещики стали применять сельскохозяйственные машины: сеялки, жатки, носилки, паровые молотилки, в то время как основная масса крестьян по-прежнему обрабатывала землю примитивными орудиями: деревянным плугом с железным лемехом, деревянной и железной бороной, мотыгой. Урожай жали серпами, молотили цепом (двумя палками, сцепленными цепью). Урожаи крестьян были очень низкими, продуктов питания не хватало до следующего урожая, по этому крестьяне часто становились зависимыми от помещиков и кулаков. Жили крестьяне в маленьких домиках с соломенными крышами. В одном доме с ними жили и домашние животные. Крестьяне одевались очень бедно, одежду шили из домотканого полотна. В зимнее время они носили чугаи (пальто шитое из грубого домотканого сукна) и лапти, а летом ходили босыми. Ночью пользовались светом керосиновой лампы, каганца и свечи. В начале XX-го века Бассарабия продолжала оставаться отсталой аграрной окраиной России. Промышленность развивалась слабо и была преимущественно кустарной. Основная масса населения занималась сельским хозяйством. Усиление эксплуатации рабочих и крестьян привело народные массы к Первой Русской Революции 1905 - 1907гг. Подъём революционного движения оказал влияние на армию и флот. Палочная дисциплина, бесконечная муштра, бесправие, издевательство офицеров - всё это не могло не вызвать возмущение солдатских масс. Большевики придавали большое значение пропаганде среди солдат. Крупным революционным событием было Восстание на броненосце «Потёмкин», на котором в то время служил и проводил агитационную работу среди матросов наш односельчанин Демьян Иванович Сарабун. Восстание на броненосце «Потёмкин» началось 14 июня 1905 года. Больше недели плавал под красным флагом по Чёрному Морю восставший броненосец, вызывая панику царских властей. Оставшись без угля, воды и продовольствия, он вынужден был уйти к берегам Румынии и сдаться румынским властям, которые сдали корабль России. Часть матросов остались в эмиграции, а часть добровольно вернулись в Россию, где подверглись жестоким наказаниям. Демьяну Ивановичу Сарабуну удалось вернуться домой. Первая народно-демократическая революция 1905 - 1907 гг потерпела поражение, но она явилась генеральной репетицией для Октябрьской Революции 1917 года. Летом 1914 года разразилась Первая Мировая Война, в которой приняли участие 33 государства. Война принесла страдания народам всего мира и унесла миллионы человеческих жизней. Война велась между Германией, Австро-Венгрией и Турцией с одной стороны и Англией, Францией и Россией с другой стороны. В этой войне принимали участие и наши односельчане, представим некоторые из них: Дудун Кондрат, Черватюк Тимофей Иванович, Слюсарь Фёдор, Слюсарь Антон, Кушнир Андрей. Черватюк Т.И. родился в 1898 году, воевал на Восточном Фронте против Германии. Он вспоминает революцию 1917 года, агитацию большевиков среди солдатских масс, братание русских и немецких солдат. После Февральской революции 1917 года, Временное Правительство продолжало войну, помогая Англии и Франции. Большевики проводили агитацию среди солдат, призывая их к новой социалистической революции. 3 апреля 1917 года В.И. Ленин вместе с группой революционных русских эмигрантов вернулся из Швейцарии в Россию. На Финляндском вокзале их встретило около 10 тысяч рабочих, среди которых был и бывший солдат царской армии, наш односельчанин Шевчук Тимофей. Он слушал речь Ленина с броневика, в которой он призывал рабочих и солдат к Социалистической Революции. 25 октября 1917 года свершилась Октябрьская Революция, было свергнуто Временное Правительство, Власть перешла в руки Советов рабочих и солдатских депутатов. Революцией руководил ВРК и В.И. Ленин. Штаб революции находился в Смольном. Среди солдат охранявших Смольный и кабинет, в котором работал В.И. Ленин, был и наш односельчанин Чёрный П.И. После победы Октябрьской Социалистической Революции, Российская контрреволюция в союзе с империалистами западных держав повела борьбу против Советской власти. Одним из первых актов военной интервенции был захват Бассарабии войсками Королевской Румынии в январе - феврале 1918 года. С тех пор до 1940 года Бассарабия находилась под властью Королевской Румынии. В оккупированной Бассарабии были восстановлены капиталистические порядки. Румыния превратила Бассарабию в аграрный придаток королевства. Годы оккупации характеризируются материальным и культурным обнищанием трудящихся. Население подверглось издевательствам, а Коммунистическая Партия Бассарабии работала в подполье. Вот что пишет Х.С. Столяр (бывшая подпольщица Сорокского Уезда) о нашем односельчанине: «Особенно хочется сказать о большом авторитете среди крестьян бывшего матроса Броненосца «Потёмкина», участника Октябрьской Революции, крестьянина села Марамоновка Демьяна Ивановича Сарабуна. Он вместе с руководителем Бричевской партийной организации Ф. Лифишцем организовал партийные ячейки в сёлах Марамоновка, Цауль, Высока, Мошаны, Скаяны, Бричево, Згурице и др. Эти сёла находились в районе деятельности Атакского волостного комитета партии, поэтому мне приходилось приезжать в Бричево, привозить литературу и передавать её Х. Лифишцу и Д. Сарабуну. В доме Сарабуна проводились подпольные совещания, у него же хранилась пишущая машинка для печатания листовок. Его жена так же активно участвовала в подпольной работе. К подпольной работе Демьян Иванович привлёк людей, которых знал ещё по Гражданской Войне - Антона Ивановича Слюсаря, Д.В. Черватюка и других. Д.И. Сарабун был нашим общим любимцем. Энергичный, всегда жизнерадостный, хороший исполнитель народных песен, умелый рассказчик, сохранивший в своей замечательной памяти эпизоды из многих революционных событий, этот человек всегда был в центре политической жизни. Частое разбрасывание листовок в сёлах и на базаре, развешивание красных флагов в революционные дни в Атаках и сёлах: Волчинец, Марамоновка, Кодряны, Бричево и др. вызывали подозрение у румынской сигуранцы. Начались обыски, облавы, аресты. Однажды в доме Сарабуна была найдена пишущая машинка. Сарабун и Лифишц вместе с группой арестованных крестьян были отданы под суд. Их судил Ясский военный трибунал в авгисте 1931 года. В это время была арестована и я. К суду было привлечено 59 человек. До суда мы находились в Ясской тюрьме Галаца. Суд над коммунистами под названием «59» состоялся летом 1932 года. Вот как он проходил. Два раза в день утром и вечером нас заковывали в цепи и через весь город водили из тюрьмы в военный трибунал. Это было жуткое зрелище: 59 человек, большинство из которых пожилые крестьяне идут замученные, закованные в цепи. Начался суд. Мрачные залы военного трибунала. Кругом солдаты. Тупые и жестокие лица королевского прокурора и военных судей... Публики мало - никого, кроме родителей в суд не допускали. На столе вещественные доказательства: оружие найденное у крестьян и пишущая машинка. Д.И. Сарабун и Ф. Лифишц были осуждены на три года тюремного заключения. Выйдя из тюрьмы, Д.И. Сарабун вновь продолжал подпольную работу до 1949 годаю». В 1940 году по специальному договору Румыния должна была вывести свои войска из Бассарабии. Бассарабия была присоединена к Советской России и была установлена Советская Власть. Но скоро началась война. 22 июня 1941 года Фашистская Германия напала на Советский Союз. Королевская Румыния вновь оккупировала Бассарабию. В 1944 году Красная Армия освобождает большую территорию Советского Союза от гитлеровских оккупантов, в том числе и Бассарабию. Во время войны наши односельчане тоже воевали за счастье и свободу своего народа, некоторые даже принимали участие во взятии Рейхстага. После войны начинается восстановление разрушенного хозяйства. В 1947 году был организован в нашем селе первый колхоз им. Сталина. Председателем колхоза был избран бывший фронтовик Ф.В. Ганзюк. В 1948 году образовалось ещё 3 колхоза: им. Андреева, им. Калинина и им. Молотова. 15 мая 1952 года происходит объединение четырёх колхозов, и колхоз стал называться «Ленинская Правда». В 1976 году он был переименован в колхоз «Аврора». Село Марамоновка довольно большой населённый пункт. В длину оно раскинулось более чем на 5 км, а в ширину почти на 4 км. С юга и с запада село омывается двумя большими прудами, занимающие около 140 га зеркальной площади воды. С юго-востока и с северной стороны село окружают колхозные фруктовые сады. Земли, относящиеся к колхозу «Аврора» представляют собой холмистую степь. На территории колхозных угодий протекает маленькая речка Куболта - приток Реута. Притоком Реута является и речка Кайнар, которая временами мелеет и местами даже высыхает. Обе реки протекают по дну больших, широких долин и имеют множество притоков. Безымянные речушки вытекают из оврагов: Понор, Шаптеязурь, Валя-Адынкэ, Вапнярка. Но Вапнярку скорее можно назвать долиной, чем оврагом, а Валя-Адынкэ так же представляет собой большую долину. Эти два слова в переводе с молдавского языка обозначают - Глубокая долина. В Глубокой долине примыкают овраги: Ковши и Попов, откуда так же вытекают небольшие ручейки, сливающиеся в один приток реки Куболты. Большую ценность представляет собой жёлтая глина. В местных условиях она применяется в строительстве - это дешёвый и отличный материал. Из жёлтой глины делают саманные кирпичи, из которых строят жилые дома, помещения для птицы и скота. Белая глина (мел) так же используется для изготовления саманных кирпичей. Мел более вязкий, чем жёлтая глина и саманные кирпичи из него прочнее, а при кладке стен отходов получается совершенно мало. Богатые месторождения глины имеются в Понорах, Шаптеязурь, Вапнярке. Весьма важное значение имеют залежи известкового камня в долине реки Кайнар. Известняк очень ценен в строительстве. Из него изготовляют котелец для строительства зданий. В овраге Валя-Адынкэ и в долине оврага Понор обнаружено большое количество тисовых осколков, по-видимому, в нашей местности имеются залежи гипса (ценного ископаемого для строительства и медицины). В долине Валя-Адынкэ и в овраге Понор ветры обнажили слои мергеля - мелкого белого камня, очень похожего на мел. Так как наше село расположено на севере республики, то соответственно и климат для него будет характерный для севера республики. Средняя температура самого тёплого месяца года - июля составляет +210С, самый холодный месяц - январь, средняя температура января -5-40С. Среднегодовое количество осадков составляет 450-500 мл. Сев и уборка сельскохозяйственных культур начинаются на 8-10 дней позже, чем в южных районах. Для климата нашей местности характерны поздние весенние и осенние ранние заморозки, которые в отдельные годы очень сильно влияют на количество собранного урожая. На территории земельных угодий колхоза есть небольшие пруды в Шаптеязурь и Валя Адынкэ. Большим богатством являются пруды Мындыкского рыболоведческого хозяйства, площадь которых составляет 80 га. В них выращивается рыба для сельского и городского населения северных районов республики. В прудах выращивается зеркальный и простой карп, карась, белый и простой толстолобик, для которых характерно быстрое размножение, развитие и рост. Почвы преимущественно чернозёмные, но местами в долинах и оврагах встречаются солонцовые чернозёмы, чернозёмно-луговые и слабозасоленные почвы, обнажаются соленосные глины (где часто на поверхность выступает вода). Украшает природу нашего края лес, в котором прорастают: дуб, клён, явор, осина, ель, терновник, шиповник, ясень, черешня, грецкий орех, акация, черная бузина, калина, боярышник. А также можно встретить множество лекарственных и медоносных трав (колокольчик, земляника, ландыш, ромашка, зверобой, душица, подорожник, бессмертник, чистотел и др.). Разнообразен и животный мир (характерный для лесной и лесостепной зоны), так типичными представителями являются: зайцы, суслики, лисицы, хомяки, мыши, косули (редко встречающиеся). Из птиц встречаются воробьи, вороны, кукушки, ласточки, соловьи, сороки, галки, синицы, коршуны, ястребы, соколы, грачи. В зарослях прудов и болотных камышах выводят птенцов дикие утки, кулики и лебеди. Из пресмыкающихся в лесах и на поле встречаются гадюки, ужи, ящерицы, черепахи, ужи, у воды обитают водяные крысы. Из насекомых можно встретить мух, комаров, стрекоз, бабочек, майских жуков, долгоносиков и др. Основную часть населения Марамоновки составляют украинцы, но в разговорной речи встречаются молдавские, русские, болгарские, польские и даже турецкие слова. В селе живёт около 8% молдаван, цыгане, русские, болгары, поляки и др. В бывшем колхозе «Аврора» была в наличии хорошая техника: трактора, комбайны, использовалась комплексная механизация. Ведущими отраслями колхоза являлись полеводство и животноводство. Главное место среди зерновых культур занимали: рожь, ячмень, пшеница, кукуруза, овёс; из бобовых культур: фасоль, горох, соя. Из технических культур выращивали: подсолнечник, сахарную свеклу, табак. В огородной бригаде выращивались капуста, лук, огурцы, морковь, помидоры, перец, баклажаны, редиска и другие овощные культуры. Другой отраслью колхоза являлось животноводство. В колхозе выращивали овец, свиней, коров, лошадей. ЛЕГЕНДА

Рассказывают, что в этой долине жили семь братьев. У каждого было своё хозяйство и своё озеро. Братья жили богато, зажиточно. Но во время турецкой войны всё было разрушено. Когда люди пашут там землю, то иногда находят черепки разной утвари домашнего обихода. Ходят слухи. что там зарыто золото, но его ещё никто не выкопал. В настоящее время сохранилось три озера и множество источников. На этих землях люди пашут, сеют, пасут скот и делятся воспоминаниями своих дедов и отцов. Жила на землях нынешнего села Марамоновка семья одного помещика. Фамилия их была Споялэ. Они жили возле Крышкауцкого леса, где стоял красивый дом. Другой дом был в центре села. Впоследствии сын Споялэ стал примрем в Марамоновке. На работу к Споялэ шло пол села. Все их земли находились в Валя Адынкулуй. Земли здесь плодородные и изобилуют источниками. Вокруг находились поля так называемых «рэзешей». Это были зажиточные крестьяне, владевшие участками земли до 20 га. К ним так же ходили на работу крестьяне. Позже в местах этих поселений образовали сёла Кайнар и Шальвиры. Жителей этих сёл и сейчас называют иногда по-старому «рэзэшами», так как здесь селились наиболее зажиточные крестьяне. Еще истории

Село Марамоновка возникло в 1615 г. Как и многие другие села, наше село имеет свою легенду, свою историю. О дате возникновения нашего села упоминается и в энциклопедии “Советская Молдавия”. Примерно в этом году зажиточный крестьянин по имени Монька построил водяную мельницу на реке Куболта. В то время мельниц было очень мало и к мельнице построенной Монькой стали свозить зерно со всех окрестных селений: Ломачинцев, Кодрян, Каралашовки и др. мельница давала большой доход. Когда людей спрашивали, куда они едут, то те отвечали, что едут “ла моара-ноуэ, ла моара луй Монька” (на новую мельницу Моньки). Вскоре вокруг мельницы стали строить глиняные домики. Возникло село названием, которого послужила обиходная речь крестьян, новая мельница и зажиточный крестьян Монька. Моара – мельница, ноуэ – новая →Марамоновка. Иногда жители особенно молдавских сел называют Марамоновку Марамонькой за расшифровку этого названия можно взять другие два слова Моара – Мельница и монька – зажиточный крестьянин построивший ее. Долгое время Молдова находилась под турецким игом. В 1812г она была освобождена. Турция по Бухарестскому мирному договору уступила Бессарабию России. Народ Молдовы был связан с русским народом будущей судьбой. В 1812 г в селе насчиталось 10-15 домиков. Село стало называться Моара-Ноуэ от мельницы, а украинцы называли его Марамоновка. Первыми поселенцами были молдавские и украинские крестьяне, которые бежали от своих помещиков и селились в необжитых местах. В то время на народные массы имела очень большое влияние церковь. Церкви строились в каждом селе, наше село не было исключением. Церковь была построена в 1871г, а 27 мая 1872 г была открыта. Рядом с церковью в 1880 г начали строить школу. Маленькое здание старой школы сохранилось и до настоящего времени. Обучение велось на русском языке, дети обучались до 4 кл. все 4 класса обучал один учитель. Первым учителем был Кольцов. Затем в школе работали Иван Семенович Куба и Анастасия Дмитриевна. В каждом классе было по 5 учеников. Не все дети учились, так как школа была платной. Дисциплина была полная, детей секли за малейшие проступки, в классе была такая тишина, что был слышен полет мухи. После октябрьской революции в 1930 г. В 1939 г 1 января была построена и открыта больница по другую сторону церкви. Рядом с старым зданием позже были построены новые. (Том 1ый, Бессарабская область, Санкт - Петербург, 1861 г) записано, что село Моара-Ноуэ имело 186 дворов, 371 мужчину и 386 женщин. Тогда непонятно, за счет кого и как вдруг увеличилось наше население. К этому году село располагало 2 ветряными и одной водяной мельницами, одной школой, сельской управой, 5 корчами, жандармским постом и пр. Сегодня можно сказать с уверенностью, что наше село издавна было многонациональным. В 1867 г. В селе проживало 270 мужчин и 180 женщин молдавской национальности, но больше всех украинцев, меньше, турков, евреев, цыган. В этот период в Моара-Ноуэ была такая интеллигенция: один исправник, 7 жандармов, а священником церкви был Степан Попович. Село Моара-Ноуэ удобно расположено географически и имеет плодородную землю. В архивных документах 1860 г записано, что помещик Петрино ( потомок знатного итальянского рода) владел 11-36 га земли вокруг села. Ему также принадлежали земли вокруг сел Мындык и Слэнинэ (первое было основано в 1755г), а также вокруг сел Трэйстень (Плопы) и Городичул ( Цауль ). Если население в Моара-Ноуэ из года в год увеличивалось, то общественные учреждения не ахти так быстро появлялись. Село не имело даже своей больницы, ни акушерского пункта. Поэтому в 1872 г “в гости” к нему опять приплелась холера. Умерло 10, родилось 88 человек. Во время отмены крепостного права в селе была одна церковно-приходная шкала, а 12 марта 1877 г открывается еще одна, которая в последствии была реорганизована в одноклассное мужское училище. Дети всех национальностей обучались на русском языке. Ее основателем был Михаил Александрович Кольцов. Совместный труд и братская помощь сельчан проявлялась всегда и везде: не только в праздники, но и в трудную минуту. Об этом свидетельствует и тот факт, что во время русско-балканской войны 1877-1878 г в составе русской армии с турками на Шипке воевали и витязи из Моара-Ноуэ в качестве 20 чиновников. С победой и награжденные орденом “Крест святого Георгия” домой вернулись Лесник Ефим, Конишеску Иван и Дудун Иван. Год 1881 тоже не богат на важные события. Из документов только известно, что в церкви Святой Троицы псаломщиком работает двадцатилетний Иван Дмитриевич Вербицкий, а священником – Василий Константинович Ефодиев (58 лет). У священника было два сына – Николай и Евгений. 5 ноября 1889 г священник Ефодиев хоронит упокоившегося директора Кольцова В.А. И в том же году в школу прибывает молодой учитель Иван Семенович Куба – сын жителя Моара-Ноуэ. Начиная с этого года село Моара-Ноуэ становится больше, но опять от холеры умирает 133, рождается 167 человек. В списке населенных мест Российской империи указывается, что Моара-Ноуэ расположено в 32 верстах от уездного города Сороки, и по территории входит в состав этого же уезда. В Моара-Ноуэ не было своей больницы, хоть и был один врач и две медсестры, но если кто-то серьезно заболевал, то его отправляли в Тырновскую больницу или даже в Одессу. Такое несчастье случилось в октябре 1893 г с одним жителем села. В “Отчете Сорокской земельной управы за 1893 год” записано: “Был отправлен в Одессу Степан М.П., будучи укушен бешеной собакой”. Но кроме случаев эпидемии холеры на голову крестьян падали и другие несчастья. Так на пример, в том же году градом было уничтожено 845 десятин: такое же несчастье постигло и в 1895 г. И оставшиеся без средств к существованию просили правительство отложить на определенный срок уплату за землю и одновременно одолжить денег у власти. Не смотря на вышеизложенное, село Моара-Ноуэ может гордиться, что из стен его школы вышел на широкую дорогу профессор Николай Ефодиев. Рожденный в семье священника в 1880 г., со временем он заканчивает Кишиневскую духовную семинарию, какое-то время, как и его отец, работает священником, а потом поступает на факультет истории Петербургского Университета. В это время происходит полнейшая дифференциация крестьян. Жители Моара-Ноуэ все настойчивее наступают на помещичьи земли. Кстати в 1899 г умирает помещик Петрино. Об этом периоде имеются документы, пропаганды народников, но какую именно пользу крестьянам дала агитация народников, утверждать еще не приходится. В основном крестьяне начинают жить удовлетворительно. Об этом свидетельствует и такой факт, который зафиксирован в “Кишиневский епархиальных ведомостях” за 1 июня 1899г: “Крестьянка Александра Кобыльняк дает пожертвование ежегодно на церковь по 125 рублей”. В июне 1903 г Николай Ефодиев закончил учебу в Петербургском университете и вернулся в Бассарабию. Министерство народного просвещения направляет его преподавать в Кишиневский Мужской гимназии, а через определенное время он профессор философии в кишиневской духовной семинарии. Тем временем в Моара-Ноуэ открывается школа на 4 класса. В ней учится 340 детей в возрасте от 8 до 12 лет. Именно тогда Иван С.К. был награжден золотой медалью “Святой Анны”. В архиве Молдовы хранились данные и о первой русской революции 1905 г., эхо которой докатилось и до села Моара-Ноуэ. Осенью 1907 г его крестьяне конфисковали 100 га земли у помещика Огановича, имение арендатора Перельмана и помещика Василикоса, проживавшего не далеко от села Мындык. На средства марамоновских крестьян была построена первая мельница, а все оборудование было Исаака Тульчинского. Позднее ее купил богач Уший. В 1911 г в Моара-Ноуэ было зафиксировано 188 случаев заболевания скорлашиной. Умерло 18 человек, но бурное развитие села продолжалось. Наконкне октябрьской революции оно имело 898 дворов, 860 хозяйств, население составляло 5080 человек6 2490 – мужчин и 2590 –женщин. Еще упоминается, что село Моара-Ноуэ расположено в 40 верстах от г. Сороки, оно имеет название земельных угодий: Пеленей, Блашкэ, Броскэрие (северо-запад), валя – Адынкэ, Коченешть (восток). Возле села имеется пруд, который тогда назывался Крестьянский Банк ( современный рыбхоз Куболта). Высота полей по отношению к уровню Черного моря – 234 метра. В Моара-Ноуэ был сельскохозяйственный кооператив, мануфактура, 3 мельницы, начальная школа, православная церковь, жандармский пост. При школе имелось библиотека. На 31 декабря 1912 г в ней насчитывалось 218 томов, 12 названий книг. В сельском хозяйстве было 3074 мужчин и 976 женщин. Когда пришло время, то 31 октября 1917 г крестьяне села Марамоновка, Мындык и Котово полностью заняли имение помещика Огановича. Руководители восстания при поддержке солдат-больмевиков Архангельского полка переходного Хвалынского полка, а также при поддержке крестьян Слэнина и Тырнова 31 декабря выступили против контрреволюционных сил. Из воспоминаний стариков. Жила на землях где сейчас расположен наш колхоз семья одного помещика. Фамилия их была Смоялэ. Они жили возле Крышкауцкого леса, где стоял красивый дом. Другой дом был в центре села. В последствии сын Смоялэ был примарем в Марамоновке. На работу к сто ялам шло пол Марамоновки. Все их земли находились в Воля Адынкулуй ( голубой долине). Земли здесь плодородные и изобилуют источниками. Вокруг были поля так называемых “рызэшь”. Это были зажиточные крестьяне, которые имели до 20 га земли. К ним тоже ходили на заработки крестьяне. Позже в местах этих поселений образовались села Кайнар и Шальвиры. Жители этих сел называют иногда по старому рэзишами, так как здесь селились наиболее зажиточные крестьяне. Вокруг села расположены долины и овраги, которые имеют свою историю и названия. Это: Понор, Воля – Адынкэ, Вопнярка. Воля – Адынкэ – это большая долина, в переводе с молдавского означает – Голубая долина. Здесь протекает небольшие ручейки, которые впадают в реку Куболта протекающую через село. В долине расположено месторождение желтой глины. Из нее делают соломенные кирпичи для постройки домов. В долине Шепниязурь есть несколько маленьких прудов. Легенда Шепниязурь. Рассказывают, что в этой долине жили семь братьев. У каждого было свое хозяйство и свое озеро. Братья жили богато, зажиточно. Но во время ткрецкой войны все было разрушено. Когда люди пашут нам землю, то иногда находят черепки разной утвари домашнего обихода. Ходят слухи, что там зарыто золото, но его еще никто не выкопал. В настоящее время сохранилось Зозера и множество источников. На этих землях люди пашут, сеют, пасут скот и делятся воспоминаниями своих дедов и отцов. Ой не гори журена ростэ сосна зэлэна На ти сосни тонки не дорослы тры качуры спивают То ны тры качуры, то тры хлопци молодци Бэй, гэй збыраются до дивчены у вэчир исты Идэн кажы – не ны хочу, другий кажы не ны пийду Третий каже – эй молода девчина, че ты смутна, ны вэсэла? Як жы ж мини высели буты, як кажут мини за старого пана исты Эй постыль муя, Билым застэлына, хто на тоби спаты будэ? Як ляжы хлопыц молодый, шоб Господь здоровья иму дау, А як ляжэ пан старый, шоб до ранку вин ны устау Булла у богача одна дочка, очи як питоки, бровы як волоки сама як змия А вин ны быу розому учеу, той ще нынаучеу, на нытку уязав, соломкою быу А вин не учеу, а вин не учеу, тай ще ны научеу А вона с того зла, спаты лягла, устала ранэнько, вымылася билэнько тай поснидала Ззила вона вола и барана и штыри горшка каши, тай, голодна булла Выныла вона сим ведэр вына, выпыла вона, сим ведэр горилки На коня сидала, на хлопцив моргала. Юха, юха, ха-ха.

Главная

Hosted by uCoz